Модерн Губернии

Об усадьбе Паисия Мальцева в Балаково

ЗИМЕНКОВА Л.Д. АРХИТЕКТУРНАЯ СТИЛИСТИКА КУПЕЧЕСКИХ УСАДЕБ И ОСОБНЯКОВ ГОРОДА БАЛАКОВО КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX В.

https://cyberleninka.ru/article/n/arhitekturnaya-stilistika-kupecheskih-usadeb-i-osobnyakov-goroda-balakovo-kontsa-xix-nachala-xx-v/viewer

Для Балаково усадебная застройка является одной из ведущих жанров архитектуры конца XIX – начала XX в. В конце XIX в. село Балаково становится крупным торговым хлебным центром («пшеничной» столицей Поволжья). 27 мая (по старому стилю) 1911 г. становится безуездным городом.

К началу XX в. при строительстве купеческих и дворянских усадеб в Балаково в архитектуре зданий применялись стилевые разновидности эклектики, модерна и ретроспективизма. На формирование архитектурного образа усадьбы оказывали влияние художественный вкус и желания заказчика. Поэтому архитектура каждой усадьбы индивидуальна и неповторима. Таковы городские усадьбы купцов П. Мальцева, В.В. Голованова, усадьба купца Стройкова-Якимова, дом-усадьба купца И. Мамина, купца Муравьева и купца Расторгуева и другие строения в стиле эклектики, на примере которых своеобразие и специфика усадебной застройки ярко обозначены.

Объемно-пространственная композиция усадеб определялась градостроительными и функциональными факторами. В результате прямоугольной и трапециевидной разбивки продольных кварталов шириной в 40 саженей усадьбы приобретали глубинное, фронтальное или угловое развитие. Главный дом основным фасадом выходил на улицу. Уличные фасады получали фронтальное развитие дома и закреплялись границей ворот и калиткой, а в некоторых усадьбах на красную линию выносился и флигель. Это позволяло сформировать индивидуальность и масштабность усадьбы. Вспомогательные усадебные строения возводились внутри участка или по его периметру. При всем разнообразии архитектурно-художественного образа и планировочного решения наблюдаются и общие принципы построения композиции, в частности – асимметричные планы.

Ярко выраженными примерами усадеб, формирующих перекресток улиц, являются городская усадьбы Паисия Мальцева, Василия Голованова, Якова Мамина.

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА П. МАЛЬЦЕВА

Городская усадьба П. Мальцева построена в 1880 г. по проекту саратовского архитектора Ф.И. Шустера. В 1910 г. по просьбе Мальцева зодчий Ф.О. Шехтель корректирует художественное убранство фасадов основного дома и пристраивает к нему въездные торжественные ворота в виде римской арки, а также выполняет роскошные интерьеры с помощью итальянских мастеров (N.B. Мнение Поповой Н.А.).

Усадьба занимает угловой участок квартала и разделена на три зоны: главный дом, сиреневый сад и обслуживающий хозяйственный блок. Главный дом представляет собой одноэтажный объем с крышей сложной формы и высоким цокольным этажом и четырьмя входами. План дома имеет Г-образную конфигурацию, создающую компактное планировочное пространство с асимметричной композицией и кольцевой анфиладой. Асимметрию еще более подчеркивают два боковых парадных входа, выходящих на разные улицы.


В стилистке фасадов усадьбы нашли отражение мотивы неоренессанса, с его многочисленными традиционными приемами и деталями. Ренессансные источники имели, прежде всего, ордерные детали: аркады, фигурные пилястры, рустовку в угловых лопатках и отдельных участках стен, а также в обрамлении ворот и калиток. Для фасадов главного дома, трактованных в традициях необарокко, характерна богатая пластика. У каждого фасада присутствуют рустованные лопатки. Интерьеры основного дома усадьбы выполнены по эскизам Ф.О. Шехтеля. В убранстве пространства комнат зодчий использовал художественный декор различных стилей и форм. Кабинет хозяина с библиотекой и торжественный зал выполнены в стиле итальянского ренессанса и барокко. Малая гостиная убрана в формах рококо. Античное греческое фойе соединяет парадную прихожую с залом и столовой. В интерьере столовой выявлены гурманские наклонности и охотничьи пристрастия хозяина. В спальне использован мавританский стиль.

В целом архитектура усадьбы Паисия Мальцева представляет собой высокий образец художественного единства внешнего облика и внутреннего убранства. Общее архитектурное решение выявляет формы итальянского барокко и черты итальянского Возрождения

Усадьба П. Мальцева

С официального сайта Центра Искусств Балаково: https://gcibalakovo.ru/osobnyak

ИСТОРИЯ ОСОБНЯКА

В 1886 году Паисий Михайлович Мальцев приобрел в Балаково усадьбу, расположенную на пересечении двух центральных улиц села – Новоузенской и Николаевской. Она была построена по проекту саратовского губернского инженера архитектора Ф.И. Шустера. Усадьба включает в себя основной дом, сиреневый сад, дом для дворовых с хозблоком, каретную, конюшню, прачечную и кирпичную оригинальной кладки ограду с двумя литыми воротами.

В начале двадцатого века особняк был дополнен художественными элементами по эскизам знаменитого зодчего Ф.А. Шехтеля. Грифоны на водосточных трубах и подпирающие аттик, амфоры, герб в центральной части верхнего фриза во внешней отделке, а также ангелочки, лилии, лавровые венки и пастушки с дудочками в интерьере придали усадьбе роскошный вид.

Одно из центральных мест в архитектурном облике особняка как снаружи, так и внутри занимает греческая амфора с пламенем, что на языке искусствоведения означает пламя любви. Амфоры с пламенем повествовали о любви хозяина к прекрасной иностранке. Ведь как гласит предание, особняк этот строился для возлюбленной Паисия Михайловича – француженки или итальянки (информация в источниках разнится) из знатной богатой семьи, которая в ответ на предложение Паисия Михайловича переехать жить в Балаково поставила ему условие: построить для неё дом не хуже того, что был у её отца. И настоящий дворец, окружённый сиреневым садом, был построен.

Но возлюбленная Паисию всё же отказала. В усадьбе сам хозяин не жил, а приезжал в неё лишь два-три раза. За усадьбой следил управляющий.

Особняк построен по мотивам западноевропейского барокко с масками и грифами, затейливым аттиком, урнами и балюстрадой на крышах. Особняк отличается от сотен других высокими зауженными окнами и великолеп ной отделкой здания.

В архитектурном облике снаружи продумана каждая деталь. Чего только стоят отлитые из цинка украшения водосточных труб в виде грифонов! А также удивительной красоты кованые ворота и решетки парапетов усадьбы. Литое узорчатое чугунное крыльцо — литье завода города Саратова. А поверх всей этой роскошной атрибутики – элементы давно ушедшей эпохи. Над карнизом, где обычно красовался герб аристократического рода, зодчий, в угоду заказчику, поместил символ нового времени – жезл Меркурия – покровителя торговцев. Внутри есть комнаты с отделкой под разные стили, в том числе с арабскими (персидскими) мотивами. Интерьер богат изящной лепниной в виде греческих амфор, амуров, ангелочков, корзин с фруктами, различных растительных орнаментов – лилий, лавровых венков, дубовых листьев, ягод и пр., декорированными дубовыми дверями, мраморными каминами с фигурами. В одном из залов паркетный пол отображает потолок. Всё это придаёт усадьбе богатый роскошный вид. Настолько роскошный, что её сравнивают с Петергофскими дворцами и называют иногда "Петродворцом на Волге".

Ещё до революции особняк П.М. Мальцева был куплен по низкой цене А.И. Кузнецовым и его сыном Александром, торговцами скобяными изделиями и хозтоварами. Но вскоре особняк был национализирован в связи с событиями 1917 года. После революции в здании долгое время располагался местный комитет коммунистической партии. В те времена в подвале проходили расстрелы людей. Затем в здании располагалась библиотека, милиция, Дом пионеров, преобразованный позднее в Дом творчества.

С 1995 г. усадьба является памятником архитектуры федерального значения. С 1998 года по 2008 год в главном доме усадьбы велись реставрационные работы, в ходе которых были восстановлены кровля, фасады здания, интерьеры помещений 1 этажа, частично отремонтированы подвальные помещения. Одно время тут располагалась приемная губернатора Саратовской области Павла Ипатова. В настоящее время дом имеет статус музея "Усадьба П.М. Мальцева".

ПАИСИЙ МИХАЙЛОВИЧ МАЛЬЦЕВ (1856/1858 – 1919)

Мальцевы — богатый купеческий род из Поволжья, занимавшийся хлеботорговлей. Принадлежали к старообрядцам-поповцам белокриницкого согласия (ныне — РПСЦ), были попечителями монастырей и скитов, благотворителями и храмоздателями.

Паисий Михайлович Мальцев родился в Новониколаевске. Отец отправил его на учебу в Москву, где Паисий учился в Московском университете, состоял в торговом союзе старообрядческой Рогожи, занимался сбытом заволжской пшеницы на зерновых рынках. Он был известным библиографом, человеком широко образованным, общался с Чеховым и Гиляровским, являлся творческой и богато одаренной натурой. Кроме того, Паисий Михайлович был купцом первой гильдии, коллекционером и меценатом, членом Совета белокриницкой общины с. Балаково, попечителем и строителем храма во имя Живоначальной Троицы в Балаково.

Интересно отметить, что столичный блеск не ослепил провинциального старообрядца — Паисий вернулся в родное Балаково. Там, уже после смерти отца, он купил дворовый участок, между улицами Христорождественской и Николаевской, на котором в 1880 году по проекту саратовского архитектора Ф. И. Шустера был выстроен массивный дом с котельной, подвалом и мансардой. Балаковские старожилы утверждают, что между домами братьев Анисима и Паисия, а затем и построенной на их средства церковью, был устроен подземный ход, выложенный красным кирпичом. Зимой по этому подземному ходу гнали теплый воздух от котельни Паисия к дому Анисима и к храму. Вокруг дома Паисия был разбит чудесный сиреневый сад. Позднее, в 1910-е гг. усадьба была реконструирована знаменитым московским архитектором «творцом русского модерна» Федором Осиповичем Шехтелем (1859 — 1926). Усадьба Паисия Мальцева сохранилась до сих пор, теперь это архитектурный памятник федерального значения.