Модерн Губернии

Про тц "Юность" часть 1

В. Каркарьян. Старая Самара: история, дома и люди. Очерки по истории города и его архитектуре. Самара, 1998. С.171.

Начнем путешествие по этому участку Молодогвардейской с дома № 57, известного самарцам как универмаг «Детский мир».

Еще в 1908 году состоятельная Самарская городская Дума приняла решение о строительстве Троицкого торгового корпуса. В 1914 году строительство этого нового типа здания было завершено. B этом сооружении больше, чем на любой постройке эпохи модерна, видно влияние новой строительной техники и материалов - крупноразмерного стекла и стали. Универмаг отличается очень сдержаниой орнаменталистикой и рационалистической копозицией, отражающей структуру планировки здания, состоящего из крупных торговых залов с анфиладным построением. Внешний вид Новотроицкого корпуса со дня его постройки практически не изменился. Но менялись вывески. В 20-е годы нашего столетия на Новотроицком торговом корпусе появилась вывеска «Самарская торговая биржа». Это было типичное для того времени учреждение, регулирующее экономические отношения между различными торговыми предприятиями. В это же время почему-то сбили изображение с герба. Что это - патологическое неприятие беленького козлика самарянами (оно осталось, по-моему, до сих пор) или отношение к гербу как у ненавистному атрибуту прошлого?

До настоящего времени неплохо сохранились детали из арсенала зрелого модерна – козырьки над вытянутыми проемами входов, переплеты, ажурные металлические ограждения, отделка стен глазурованной плиткой. Но главное достоинство здания – в его функциональности и рациональности. Строгое, прямоугольное, протяженное двухэтажное здание торцом выходит на улицу Ленинградскую. Анфилада залов начинается отсюда. Композиция фасада идет от функционально обоснованной пространственной структуры торговых залов. Это в традициях позднего модерна - каркас становится композиционной основой фасада. Плоскости стекла заполняют весь промежуток между вертикалями простенков.

Автор Новотроицкого торгового корпуса - архитектор Дмитрий Андреевич Вернер.

Первый творческий взлет его совершен был в Нижнем Новгороде. Сведения о Дмитрии Андреевиче я нашел в книге “Нижний Новгород. Архитектура XIV - начала XX века”. Вернер начал свою карьеру со службы гражданским инженером строительного отдела Нижегородского губернского управления. В 1902 году он разрабатывает проекты церквей в древнерусской архитектуре, гостиницу, перестраивает Верхне-Посадские торговые ряды под городскую публичную библиотеку.

В 1906 году опытный мастер приглашается в Самару, уже охваченную архитектурой модерна. Д.А. Вернер быстро вписался в архитектурное направление города. Однако в 1915 году он проектирует и строит известную церковь в нынешнем городе Чапаевске.