О проекте «Лица модернизма»

«Лица модернизма» – проект самарского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), направленный на популяризацию архитектуры «советского модернизма».

На сайте проекта будет собран материал о восемнадцати модернистских зданиях Самары, построенных в 1950-1980-х. Об идее их создания, истории проектирования и строительства, об атмосфере, царившей в архитектурных мастерских и кабинетах чиновников, согласовывавших проекты. Это интервью с авторами построек и членами их семей. Они размещаются как в виде текстов, так и в формате подкастов.


Кроме того, будет собран обширный графический материал (эскизы, чертежи, архивные фотографии). Первый этап проекта включает в себя установку трех информационных стендов у самарских зданий в стиле модернизма. А на основе собранных материалов самарское региональное отделение ВООПИиК направит заявки на включение трех произведений эпохи в список выявленных объектов культурного наследия. Также планируется проведение нескольких лекций для экскурсоводов и преподавателей предмета «Самароведение».

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

О проекте «Мозаика модернизма»

Мозаика — одно из самых ярких направлений советского монументального искусства эпохи модернизма. Она применялась в оформлении фасадов и интерьеров зданий, малых архитектурных форм. Отчасти использовалась в идеологических целях, как и все официальное искусство той эпохи, но главное ее назначение — компенсировать декоративную скупость современной архитектуры. Мозаики нередко получали градостроительную функцию, становились важной доминантой городской среды, придавали локальную уникальность типовому жилью.


В Самаре несколько десятков мозаик, созданных художниками и архитекторами в 1955-1995 годах. Они имеют разное художественное качество, но каждая обладает культурной ценностью, нуждается в сохранении, уходе, популяризации. Некоторым монументальным произведениям уже больше пятидесяти лет, но они до сих пор остаются для многих всего лишь пережитком советской эпохи. Панно скрывают за фальшфасадами, разрушают, меняют на новоделы из дешевого во всех смыслах материала, искажая первоначальный художественный замысел авторов.


«Мозаика модернизма» — продолжение проекта «Лица модернизма» самарского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Его цель — инвентаризировать все позднесоветские (и частично постсоветские) мозаики Куйбышева — Самары, создать первый полный электронный и печатный каталог.


За последние десятилетия мы многое узнали об архитекторах и художниках, создававших облик города в начале ХХ века, и в то же время очень мало знаем о мастерах 1950-1980-х. Забыты или мало кому известны авторы монументальных произведений, выполненных совсем недавно — 30, 40, 50 лет назад. Между тем, их создавали известные московские и куйбышевские художники и архитекторы: Клавдия Тутеволь, Андрей Кузнецов, Владимир Замков, Вячеслав Герасимов, Бронислав Кураго, Анатолий Завьялов, Галина Суздальцева, Рудольф Баранов, Борис Иевлев, Альфред Хахалин, Владимир Алексушин и многие другие.

В рамках проекта «Мозаика модернизма» планируется провести инвентаризацию всех позднесоветских мозаик на территории города. Будут выполнены фотофиксация объектов, сбор материалов об авторах и годах создания монументальных произведений. Информация о каждой атрибутированной мозаике или группе мозаик появится на сайте проекта «Лица модернизма» в отдельном разделе «Мозаики».


Таким образом, впервые будет создан полный каталог советских мозаик крупнейшего города Самарской области. Его планируется опубликовать как в электронном виде, так и в формате иллюстрированного альбома-каталога, который будет направлен в образовательные учреждения и библиотеки, профильные управления, департаменты и районные администрации Самары.

На основе собранных материалов ВООПИиК подаст не менее пяти заявок в областное управление государственной охраны объектов культурного наследия для выявления мозаичных произведений и их дальнейшей постановки на госохрану.